Создание виниловой пластинки. Как и из чего делают пластинки: волшебство рождения винила. Виниловый диск и его воспроизведение

Сен 3, 2013

- Мам, а из чего слон сделан?

– Слон? Ну, наверное, из ушей, хобота и…бегемота.

Говорить о том, что пластинки (всеми нами любимые LP) изготавливают конкретно из винила, не совсем корректно, так как для их производства используются все же различные материалы, основным из которых является сополимер винилацетата и винилхлорида. А если оперировать терминами профессионалов, то речь идет о специальной виниловой смоле и кучи всяческих добавок.

Любопытно, что...

Впервые виниловую смолу для производства пластинок использовали в США в 33 году ушедшего столетия. Об этом свидетельствует официальный патент, полученный широко известной компанией Union Carbide. Что особенно интересно, существовало два варианта составляющих для изготовления винила того времени. Они немного отличались друг от друга, но как в одном списке, так и в другом присутствует виниловая смола. Она - основа. Первый список включал в себя следующее:

  • 60 единиц барита;
  • 1 единица извести;
  • 40 единиц мягкой горной породы;
  • 100 единиц виниловой смолы;
  • 1 единица стеарата кальция;
  • 1 единица воска из карнаубскуой пальмы.

Другой включал немного иные ингредиенты:

  • 1 единица извести и стеарата кальция;
  • 100 единиц виниловой смолы;
  • 8 единиц талька волокнистого;
  • 1 единица воска из карнаубской пальмы;
  • 86 единиц флока хлопкового;
  • 8 частей волокнистого талька.

Рецепты (составы) прошлого столетия по производству виниловых пластинок были скорее похожи на колдовские смеси алхимиков средневековья, нежели на основу прочного и долговечного материала. Дело в том, что на тот момент полимерная химия находилась еще в начале своего развития, и к тому же многие природные материалы были намного выгоднее по цене, чем синтетические. Поэтому производители с удовольствием использовали разные органические составляющие. Но вот карнаубовский воск и стеарат кальция используется в производстве виниловых дисков до сих пор. Но, что на счет наполнителей?

По-новому - это как?

Наполнители, которые использовали в начале прошлого века, конечно же, уже давно никто не применяет. И это хорошо. Требования к качеству производства сильно возросли за последние почти 100 лет. Все стало по-другому, по-новому.

За практически вековую историю изготовления пластинок производители чего только не перепробовали в качестве связующих материалов и наполнителей. Шел активный поиск лучшего варианта с минимальными затратами с учетом больших тиражей.

К примеру, в конце сороковых годов компания DECCA, «штампуя» виниловые носители в Британии, отказалась от закупки импортной виниловой смолы в пользу экономии средств. Фирма использовала в качестве основы только сополимеры винилидена и винилхлорида. Со временем это потеряло свою актуальность по одной простой причине - качество стало сильно уступать, потому как время, шагая вперед, несло инновации и новые, более совершенные тенденции, технологии и разработки в производстве.

Сейчас в состав современных виниловых пластинок входит порядка 93% виниловой смолы и целый спектр различных, крайне необходимых добавок. Пропорциональное соотношение составляющих в смесях держится, как правило, под строжайшим секретом, ибо именно это в результате и определяют качество продукции того или иного завода.

Добавки и их функции

Итак, говоря об ингредиентах, которые выступают в роли необходимых добавок при изготовлении качественного винила, стоит отметить, что их не так уж и много. Зато каждая составляющая имеет свою четкую функцию. Давайте рассмотрим это более подробно...

1. Стабилизаторы

Их примешивают в состав с целью увеличения устойчивости винила к УФ-лучам для того, чтобы замедлить процессы окисления, а также к высоким температурам (особенно это важно на этапе прессовки).

Самые распространенные стабилизаторы - это металлические соли высших жирных кислот. Сюда относят стеараты кальция, цинка, бария, магния и даже стеарат свинца, несмотря на его токсичность. Аналогов ему так и не нашлось. Только он способен связывать образования хлорида с нестабильным хлором.

Конкретное количество единиц стабилизатора в смеси для производства виниловых пластинок как раз и определяет стабильность PVC (ПВХ) на протяжении многих десятков лет. Таким образом, от числа и качества стабилизаторов напрямую зависит износостойкость пластинки.

2. Антистатики

Этот вид добавок наносится на поверхность уже готовой виниловой пластинки. Основная роль антистатика заключается в том, чтобы исключить «налипание» микрочастиц и пыли на поверхность носителя.

Чаще остальных используются азотосодержащие вещества. Они позволяют на 98%-100% избавиться от электростатического заряда.

3. Лубриканты

Они оказывают смазывающее действие на изготавливаемый материал. Как?

Смазка внутреннего типа значительно снижает уровень трения между цепочками полимеров. А это, в свою очередь, сокращает вязкость уже расплавленной смолы и понижает степень ее тепловыделения при дальнейшей обработке.

Внутренняя смазка проявляет себя лишь в процессе обработки материала (воздействие давления и высоких температур). Избыток такого типа смазки обуславливает замедление слипания частичек в целостную производственную массу.

Теперь о внешней смазке... Она сокращает силу внешнего соприкосновения и не дает смеси прилипать к штампам и к специализированному оборудованию при производстве. При ее избытке правильной и однородной массы не получится. Материал будет очень клейким. Дальнейшая обработка в таком случае уже невозможна.

4. Пигмент

Самый распространенный - черный пигмент. Речь идет о том самом классическом черном цвете нашего любимого винила. Этот оттенок - глянцевый и глубокий - получается за счет использования технического углерода, специальной сажи, которая в промышленности имеет название - Carbon Black.

Этот пигмент, кстати, является также отличным антистатиком и стабилизатором. Вот, почему многие меломаны предпочитают черные пластинки цветным. Этому есть свои веские причины - сажа черного цвета Carbon Black за счет уникальной формулы способна увеличивать прочность носителя, а также хорошо защищать его от воздействия ультрафиолета, так как черная сажа связывает между собой свободные радикалы, которые всегда выделяются в процессе окисления. Кроме этого черный пигмент выступает в качестве отличного абсорбента, так как может проводить электричество, формируя рассредоточение электро-зарядов. А значит, что такие пластинки при прослушивании «выдают» меньше шума (даже при стандартной настройке проигрывателя).

Но процентное соотношение черной сажи в производственной смеси не должно превышать 1%-1,5%. В противном случае начинается слипание микрочастиц в агломерации, что увеличивает степень шума проигрываемых пластинок.

Все ли цвета одинаково полезны: поговорим о совершенстве

Что касается производства винила - нет не все, а только черный. Да, мы понимаем, что это звучит категорично. Но таково неоспоримое мнение экспертов.

Прозрачные, пикча-диски, цветные пластинки: это так красиво и стильно выглядит, но, к сожалению, они уступают (не всегда сильно; тут уже играет роль совокупный фактор качества - хороший ли материал, какая техника используется для прослушивания, ее настройки и др.) традиционному винилу. Это нужно принять в качестве аксиомы.

В общем, существует 3 вещи, которые уже нельзя усовершенствовать, ибо они и так поистине лучшие - это японский меч, орган Домского Собора и черная виниловая пластинка.

5. Пластификаторы

Это инертные к виниловой смоле нелетучие растворители, необходимые для укрепления материала. Они придают прочность винилу. Пластификаторы бывают как натуральными, так и синтетическими.

Вот мы и перечислили все 5 основных добавок для производства хорошего современного lp-винила. Надеемся, что вам было интересно.

Расскажите друзьям:

Как сделать пластинку в Майнкрафте?


Если вы в реальной жизни очень любите слушать музыку, почему бы не делать этого и в игровом? Тем более что в игре Майнкрафт предусмотрено использование проигрывателя для пластинок. Прежде чем слушать музыку, необходимо разобраться, как сделать пластинку в Майнкрафт.

Получение пластинок

Виниловые пластинки в игре можно как скрафтить, так и просто получить разными способами. Если вы хотите стать обладателем одной из пластинок, то необходимо воспользоваться одним из вариантов:

  • помощь скелета. Если скелет убьёт крипера, то вы станете обладателем пластинки. Вам необходимо встать между скелетом и крипером и в нужный момент отойти в сторону. Здесь необходимо быть предельно осторожным, так как скелет может случайно убить и вас;
  • поиск в сундуках. Кроме того, виниловые пластинки могут храниться в сундуках и сокровищницах. Проверяя их, можно наткнуться на нужную вещь;
  • установка мода. С помощью специального мода Craft Record Discs можно создавать пластики. Скачать его можно с Интернета, например, с этого сайта . После того как мод будет установлен, можно приступать к изготовлению. В сетке три на три располагают следующие материалы:
    • 4 золотых слитка по углам.
    • 4 слитка обсидиана посередине.
    • По центру можно расположить «сгусток магмы», «сгусток слизи», «арбуз», «чернильный мешок», «огненный шар».

Использование пластинок

Пластинки в основном используют по их прямому назначению - для прослушивания музыки. Стоит отметить, что каждая пластинка имеет свою песню или звуки. Например, на пластинке «blocks» записана оптимистическая музыка, а на «stal» - умеренный джаз. Полный список композиций находится на сайте

Вы когда-нибудь задумывались на тему “а как же вообще пишутся эти виниловые пластинки”?

Коротко о процессе создания виниловых дисков

  1. Все начинается с эталонного диска, сделанного из алюминия. Такой диск покрывается лаком и отправляется на студию звукозаписи
  2. На студии звукозаписи на этот диск с помощью сапфирового резака “нарезают” дорожки на пластинку
  3. Затем этот диск сверху покрывается слоем какого-то металла (олово с чем-то там и никель). Здесь пластинка держится полтора часа и этот показатель очень важен, потому что передержка или недодержка может испортить всю работу!
  4. Эту пластинку опускают в специальный бак с раствором, где происходит электрохимическая реакция, в процессе которой весь металл оседает аккуратно на пластинке.
  5. Этот слой металла сдирается с алюминиевой пластинки и с помощью устройства находится центр пластинки
  6. Далее эта железная накладка используется, чтобы прессовать раствор из поливинилхлорида в знакомые всем нам пластинки (в наше время используется 180 грамм такого раствора, что делает пластинку толстой и прочной). Наклейки клеются на этом же этапе, прямо перед прессингом. В среднем время такого прессования 22-28 секунд

Для демонстрации всего этого есть отличное видео на русском языке

А также похожее видео на английском

Как можно видеть на этих видео – процесс создания пластинок довольно сложный и требует львиной доли аккуратности и терпения. А также один такой шаблон-матрица для пластинок способен вроде бы всего на 1000 копирований (в этом я не уверен).

Немного истории

Рассказ про монопольную компанию звукозаписи “Мелодия”, которая вроде как собиралась возродиться еще в 2009 году

Еще про мелодию

Настройка проигрывателя

Вот к примеру отличное исчерпывающее руководство по настройка винилового проигрывателя с нуля на примере отличной винтажной вертушки JVC QL-A7 (подойдет практически к любой вертушке)

А также еще одно видео по настройке суперпопулярного среди диджеев проигрывателя Technics

Винил сегодня

Многие, увидев виниловую пластинку, говорят: “А что, их еще выпускают?”. Да, верно, выпускают! Виниловый рынок еще держится, проигрыватели для них тоже до сих пор выпускают.

Выбор проигрывателя

На рынке полно проигрывателей от производителей аудио техники, среди которых Audio Techica, Rega, Pro-ject и даже Technics. Вот только качество современных проигрывателей оставляет желать лучшего: бюджетные проигрыватели в ценовой категории до 13 000 р. вообще ни на что не способны, кроме как на разрушение ваших аудио записей. Головки в них не меняются, тонармы вообще не настраиваются, можно менять только иглы, горизонтальный наклон тоже не настраивается, в общем, если задумались купить проигрыватель — готовьтесь потратить хотя бы 20 тысяч на него.

Так что же брать: винтажный плеер или современный? Я, да и многие другие, порекомендуют покупать винтажные проигрыватели родом из 80х годов (у меня тоже такой). Отличным вариантом будет Technics SL-1210 MK2 , он выпускается снова — то есть в итоге это новый проигрыватель, но точная копия старого. Стоит такой ~80 000 рублей. Можно найти такой же винтажный на барахолках намного дешевле, если поискать (я не нашел(). Также неплохие вертаки JVC QL A7 и некоторые модели от Pioneer (кстати, 2010х годов, очень даже новые).

Что же касается советских плееров, самый популярный из них Арктур 006 – отличный вертак! Только придется найти переходники DYN выходов на RCA. Найти такой на барахолке можно за 3 000 рублей и докупить к нему голову нормальную за 2000 – 6000 рублей (можно и голову за 20к поставить, хуже не будет).

Внимание! Приобретая виниловый проигрыватель, вы автоматически попадаете на деньги и на метры площади для хранения пластинок.

Типы пластинок

Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 70-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM и на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33,3 оборотов в минуту вмещалось до 4 кБ данных.

Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках (см. ниже).

Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали, помимо записи, рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

  • Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
  • Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), и долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Но такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры , увидеть один из которых в работе можно в х/ф «Карнавальная ночь».

Цвет грампластинок в основном чёрный , хотя для детей и ди-джеев зачастую выпускают и разноцветные. Существуют и грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, а также в форме животных и птиц.

Форматы

Различные форматы грампластинок: 30 см с 45 об/мин, 25 см с 78 об/мин и 17,5 см с 45 об/мин (у последней можно выломать центральное «яблоко», чтобы получить отверстие диаметром 24 мм для проигрывателей-автоматов)

В основном выпускались пластинки диаметром 30, 25 и 17,5 см (12″ , 10″ и 7″), традиционно называвшиеся «гигант», «гранд» и «миньон» соответственно. Изредка встречаются и другие размеры - 12, 15, 23, 28, 33 см (5″, 6″, 8″, 9″, 11″, 13″). Нестандартный диаметр звуковой дорожки на пластинке или звуковой открытке может приводить к ложному срабатыванию автостопа проигрывателя.

Частота вращения может быть 78, 45, 33⅓ и 16⅔ об/мин.

Диаметр отверстия пластинки 7 или 24 мм , толщина варьируется от 1,5 до 3 мм, масса 120-220 г. Пластинки с отверстием 24 мм предназначены для проигрывателей с автоматической сменой пластинок (джукбоксов), а также ряда бытовых проигрывателей зарубежного производства. Они часто изготавливались с 7-мм отверстием (для обычных проигывателей) и с дугообразными просечками по диаметру 24 мм. По этим просечкам можно было легко выломать центральную часть и получить большое отверстие.

Виниловые пластинки производства СССР маркировались знаком перевернутого треугольника в случае монозаписи или пересекающимися окружностями в случае стерео .

На современных пластинках, предназначенных для ди-джеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива, со временем меньше шумит, не боится царапин и неосторожного обращения.

Стереофонические пластинки

Записи «на костях»

Копия записи, сделанная на рентгеновской плёнке

История

Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной , которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы .

Фонограф Томаса Эдисона, 1899 год

В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми - из поливинилхлорида («винил») .

Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

Первая революция

Самые первые пластинки имели диаметр 6,89 дюймов и назывались пластинками 7 дюймов или 175 мм. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки 7″, где ″ - это обозначение диаметра в дюймах. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне. Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 11,89 или 12 дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов XX века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности только до пяти минут звучания.

Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм, на таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в 7 дюймов. «Жизнь» подобных пластинок была кратковременна - звукосниматель весил более 100 граммов , а стальные иглы приходилось менять после каждого проигрывания стороны. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, часто в картонных, реже в кожаных, коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums или «альбом с записями».

Вторая революция

Сингл, записанный на пластинке с частотой вращения 45 об/мин

С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33 об./мин. стали сокращаться тиражи граммофонных (78 об./мин.), и в конце 60-х гг. их производство свернули окончательно (в СССР в 1970 году).
В зависимости от содержимого грампластинки на 45 об./мин. использовались названия Single, Maxi-Single или Extended Play (EP).

Настоящее время

В настоящее время грампластинки и проигрыватели массово не производятся и не используются, будучи вытесненными компакт-дисками. В СССР использование грампластинок продолжалось вплоть до его распада. Однако, ещё несколько лет спустя, вплоть до середины 90-х годов, тиражи производили бывшие филиалы гос.компании «МЕЛОДИЯ» в бывших союзных республиках, полностью перешедшие в коммерческие структуры, хотя и уже значительно меньшими тиражами. Так, например, в 1991 г. первый винил независимой Украины «Самотний дощ» поп-группы «Вечерняя школа» вышел тиражом всего 10.000 экз.(компания «Аудио-Украина»).

В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см, англ. LP , используются до сих пор:

  • для диджейской работы и экспериментов в области звука;
  • поклонниками данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
  • любителями старины, коллекционерами;
  • Космический аппарат Вояджер-1 несёт на борту грампластинку с записью звуков земной цивилизации вместе с фонографической капсулой и иглой для воспроизведения записи. Выбор такого способа хранения звука продиктован его надёжностью и естественностью. Простота устройства придаёт ему надёжности. Вдобавок, цифровые способы записи и воспроизведения звука (которые не были развиты в 1977 году настолько, чтобы вписаться в задачи программы Вояджер) используют приближения, возможность применения которых продиктована особенностями человеческого слуха (например, относительной инерционностью слуха, неспособностью слышать звуки частотой выше 20 кГц). У гипотетических внеземных существ слух может быть устроен по-другому. И, кроме того, грампластинка является единственным носителем звука, который может быть воспроизведен без помощи электричества.

Тем не менее на развитии виниловой индустрии рано ставить крест. По данным RIAA , продажи винила уже прошли свою низшую точку в 2005 году и показывают достаточно устойчивый рост .

Можно выделить два основных рынка грампластинок:

  1. Первичный
  2. Вторичный

На первичном рынке основными покупателями являются ди-джеи и аудиофилы, предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

В настоящее время дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон. Качество штамповки и самого материала таких пластинок выше чем на обычном виниле. Хотя большая часть пользователей приобретают музыку на современных носителях (чьи удобство, мобильность и износостойкость на порядок выше), однако многие меломаны и аудиофилы по-прежнему покупают виниловые пластинки.

Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (так называемый first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания. Основными местами торговли являются интернет-аукционы , а также локальные магазины подержанного музыкального товара.

Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет , и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используется стандартная система оценки виниловых пластинок .

См. также

Примечания

Литература

  • Васильев Г. А. Запись звука на целлулоидных дисках. (Массовая радиобиблиотека , вып. 411) - М.-Л.:Госэнергоиздат, 1961

Ссылки

  • Набор-конструктор для изготовления механического записывающего граммофона (англ.)
Изобретатель Адам Сэвидж раньше вёл передачу «Разрушители легенд». Сейчас он продолжает радовать фанатов созданием оригинальных устройств в проекте «Сэвидж строит», и в очередном выпуске программы энтузиаст продемонстрировал действующую реплику легендарной пушки из кинокартины Люка Бессона «Пятый элемент». Читать дальше
  • Свыше полутора столетий после изобретения велосипеда движение обеспечивалось за счёт мускульной силы ног пользователя, вращающего педали. Однако эпоха высоких технологий вносит свои изменения даже в такой традиционный вид транспорта. Разработчики нидерландского стратапа Byar Bicycle предложили оригинальную конструкцию электрического ве... Читать дальше
  • До начала 21 века компакт-кассеты были одним из основных носителей данных. Впервые они появились в 1963 году, но затем их вытеснили с рынка CD-диски, а чуть позже USB-флешки. Однако производитель из Японии Nagaoka Trading не согласен с этим трендом. Бренд представил несколько вариантов новых аудиокассет. Читать дальше
  • Неутомимый изобретатель «флайборда» из компании Zapata Фрэнки Запата, демонстрировавший недавно своё изобретение на военном параде в Париже, не смог перелететь через пролив Ла-Манш. Читать дальше
  • Основное требование к современным ноутбукам - это компактные размеры и длительная автономная работа. Представленный в Китае ноутбук Honor MagicBook Pro с 16,1-дюймовым дисплеем благодаря полноэкранному дизайну не превышает по размерам стандартные модели с экранами диагональю 15.6 дюймов. Читать дальше
  • Понравилось? Лайкни нас на Facebook