Испытания насосных агрегатов в эксплуатационных условиях. Психолого-педагогические основы проведения практических занятий по дисциплине "пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение" Порядок проверки центробеж


Методика проверки технического состояния пожарного насоса, газоструйного вакуумаппарата и пеносмесителя
Цель проверки: определить техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя по фактическим значениям параметров технических характеристик.
1. Проверка работоспособности газоструйного вакуумаппарата и герметичности вакуумной системы ПН, емкости для воды и пенообразователя
Работоспособность вакуумной системы и герметичность насоса и его коммуникаций проверяется в следующей последовательности: закрыть вое задвижки, вентили и сливной кран насоса, закрыть заглушкой всасывающий патрубок. При работающем двигателе включить вакуумную систему, не включая насоса, и довести разрежение до 0,073-0,076 МПа (550 - 570 мм. рт. ст.). При нормально работающей вакуумной системе эти показатели должны быть достигнуты за 20 секунд.

Герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разрежения не превышает величины 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин. При снижении этих показателей выяснить причину и устранить неисправность.

Обнаружить места неплотностей можно опрессовкой насоса водой или воздухом. Опресовка водой производится на работающем насосе созданием в нем давления 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Опресовка воздухом производится от внешнего источника воздуха созданием давления в насосе 0,2... 0,3 МПа. Во время опрессовки воздухом неработающий насос и коммуникации нужно покрыть мыльной пеной.
2. Проверка технического состояния ПН и пеносмесителя забором и подачей воды из водоема
2.1 Проверки работы пожарного насоса


Методика проверки

Технические условия

Установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме (Рис. 1, а, б, в). Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе в соответствии с номинальными значениями частоты вращения вала насоса. Определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в мм вод. ст., при работе от открытого водоисточника складываются.

Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативными значениями.


Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%

Примечание: В том случае, если двигатель не обеспечивает номинальную частоту вращения вала насоса, проверку производить при максимально возможной частоте вращения.

Нормативные значения основных параметров пожарных насосов

Рис. 1. Схема установки автомобилей:

а) - при проверке пожарного насоса типа ПН - 40; б) - при проверке насоса типа ПН - 60;

в) - при проверке насоса типа ПН-110;

2.2 Возможные неисправности пожарного насоса ПН-40УВ

Основные элементы конструкции пожарного насоса ПН-40УВ приведены на Рис. 2


Рис. 2. Насос пожарный ПН-40 УВ

1 - корпус; 2 - крышка; 3 - вал; 4 - рабочее колесо; 5, 6 - подшипники; 7 - уплотнительный стакан; 8 - червяк привода тахометра; 9 - шестерня привода тахометра; 10, 21 - манжеты; 11 - щуп; 12 - муфта-фланец; 13, 20 - прокладки; 14 - сливной краник; 15, 28 - шайбы; 16, 26 - гайки; 17 - шпонка; 18, 22 - резиновые кольца; 19 - уплотнительное кольцо; 23 - болт; 24 - проволока; 25 - сливная пробка; 27 - корпус привода тахометра; 29 - кольцо; 30 - шплинт; 31 - шланг
Возможные неисправности пожарного насоса и способы их устранения


Наименование отказа, внешнее его проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Метод устранения

1

2

3

Насос не подает воду при пуске.

Насос полностью или частично заполнен воздухом

Повторно произвести забор воды с помощью вакуумной системы.

Насос сначала подает воду, затем подача ее уменьшается и падает до нуля.

Во всасывающейся линии имеются неплотности.

Всасывающая сетка засорена

Недостаточно заглублена всасывающая сетка.


Проверить всасывающую линию, устранить неплотности.

Очистить всасывающую сетку.

Опустить всасывающую сетку в воду не менее чем на 600 мм


При исправном насосе мановакуумметр не показывает давление.

Мановакуумметр неисправен.

Заменить (разбирать и ремонтировать запрещается).

При работе насоса наблюдаются стуки и вибрация.

Ослаблено крепление насоса.

Изношены шарикоподшипники насоса.

Износ шеек вала рабочего колеса, на которые посажены шарикоподшипники.

Разрушено рабочее колесо


Подтянуть болты крепления.

Снять насос с автомобиля.

Разобрать насос, проверить шарикоподшипники. Изношенные подшипники заменить новыми.

Заменить вал новым или отремонтированным

При обнаружении выкрашивания материала колеса, трещин, сильной коррозии и т.д., заменить колесо новым.


При исправной коробке отбора мощности и трансмиссии насос не работает.

Засорены каналы рабочего колеса.

Очистить каналы колеса.

Вал насоса не прокручивается.

В летний период засорение песком, илом или грязью.

В зимний период возможно примерзание рабочего колеса.


Разобрать насос, тщательно очистить от грязи каналы рабочего колеса и внутреннюю полость.

Прогреть насос теплым воздухом или горячей водой.


Из дренажного отверстия течет струйкой вода

Износ манжет.

Заменить манжеты новыми.

В масляную ванну насоса попадает вода.

Засорено дренажное отверстие.

Износ манжет


Прочистить дренажное отверстие.

Заменить манжеты новыми.


Из дренажного отверстия течет масло

Износ манжеты.

Заменить манжету из комплекта ЗИП.

2.3. Проверка, работы пеносмесителя

Установить ПА на водоисточник, мерную емкость наполнить водой, включить насос, установить перепад напора в напорной и всасывающей полости насоса по манометру и мановакуумметру 50 м. вод. ст., включить пеносмеситель, с помощью секундомера и мерной емкости определить расход подсасываемой воды, сравнить это значение с нормативным.
Нормативные значения параметров пеносмесителя

2.3.1 Проверка обратного клапана пеносмесителя.

Для проверки обратного клапана необходимо:

Выключить сцепление;

Открыть задвижку "из цистерны" и заполнить насос водой;

Закрыть задвижку "из цистерны";

Открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней емкости;

Открыть пробковый кран пеносмесителя;

Установить дозатор в положение "5";

Включить сцепление;

Увеличить обороты насоса и довести давление в насосе до 0,6 МПа (6 кг/см, кв.)

Проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней емкости (лист бумаги должен притягиваться к отверстию);

Резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить оцепление;

Проверить работу обратного клапана - обратный клапан должен закрыться. Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней емкости будет вытекать вода - обратный клапан неисправен.

2.3.2 Снятие (демонтаж) пеносмесителя без разборки насоса

Отвернуть гайки, крепящие фланец 5 (Рис. 3), и отвернуть гайки болтов) соединяющих корпус крана 4 и корпус пеносмесителя 13 (Рис. 5); опустить корпус пеносмесителя в отверстие крышки насоса; снять прокладку между корпусами крана и пеносмесителя; отвернуть гайки) крепящие корпус крана; снять корпус пеносмесителя.

2.3.3 Разборка и оборка пеносмесителя

Отвернуть гайку, снять маховичок 11 (Рис. 4) и стрелку 5, отвернуть винты, крепящие шкалу 12, снять шкалу; вытянуть дозатор 9, отвернуть гайки болтов, крепящие пробку крана 4; снять корпус; вытянуть сопло 8; отвернуть гайки, крепящие крышку клапана 10; снять крышку и клапан.

Сборка пеносмесителя и его присоединение к насосу производится в обратном порядке.

2.4 Демонтаж газоструйного вакуумаппарата, его разборка, очистка, сборка и установка на автомобиль.

Для снятия газоструйного вакуумаппарата с автомобиля необходимо выполнить следующие операции:

отсоединить от рычага 14 (Рис 5) тягу привода заслонок;

отсоединить фланец 7 вакуумного трубопровода от диффузора вакуумаппарата;

подставить под корпус вакуумаппарата упорное приспособление;

отсоединить подводящие и отводящую трубы выпускной системы двигателя, предварительно отсоединив стремянки и ослабив хомуты их соединений;

снять вакуум-аппарат в сборе.


Рис. 3. Насос ПН-40УВ с коллектором и пеносмесителем

1 - насос; 2 - коллектор; 3 - пеносмеситель; 4 - кольцо


Рис. 4. Пеносмеситель

1, 2 - кольца; 3 - ручка; 4 - корпус крана; 5 - стрелка; 6 - обратный клапан;

7 - пробка крана; 8 - сопло


Рис.5. Детали газоструйного вакуумаппарата
Для разборки газоструйного вакуумаппарата необходимо выполнить следующие операции:




Содержание операции

Инструмент

1

Снять пружину 12 (Рис.5)

Отвертка, плоскогубцы

2

Отвернуть гайки М10 крепления 5. Снять шайбы 6, шайбу 13, рычаг оси заслонок 14. Снять крышку 10, кронштейн 11, прокладку 18, диффузор 21, фланец 7, прокладки 8

Ключ S = 17 мм, молоток, отвертка

3

Вывернуть шпильки 4, 9, 20 из корпуса вакуумаппарата (только в случае их ремонта или замены)

Ручной шпильковерт

4

Выпрессовать оси заслонок 16 в сборе

Молоток, оправка

5

Отвернуть винт 3 и выпрессовать втулку 2 из корпуса (при необходимости)

Отвертка, молоток, оправка

6

Выпрессовать втулку 15 из крышки 10 вакуумаппарата (при необходимости)

Молоток, оправка

7

Выпрессовать сопло 19 из корпуса диффузора 21

Молоток, оправка

8

Вывернуть стержень заслонки из оси заслонки

Отвертка, тиски

9

Срезать заклепку, снять заслонки с рычага (в случае необходимости)

Тиски, зубило, молоток

10

Снятые детали промыть в очистительном растворе, детали покрытые нагаром очистить с помощью металлической щетки и скребка

Сборку газоструйного вакуумаппарата и его установку на автомобиль производить в обратной последовательности. Новые асбометаллические прокладки перед сборкой (монтажом) следует смазать графитной смазкой.

Приложение 2
Химмотологическая карта автоцистерны АЦ-40 (131) мод.137А

(данные для других моделей пожарных автомобилей приведены в инструкциях по их эксплуатации)


Смазываемое изделие

Смазочный материал

Количество точек смазки

Норма расхода (заправка) кг

Периодичность обслуживания

Основной

Дублирующий

1. Шарикоподшипник вала насоса.

Масло трансмиссионное ТАП-15В ГОСТ 23652-79

Масло трансмиссионное ТСп-15к ГОСТ 23652-79

2

0,5

Проверить уровень масла и долить до уровня верхней метки щупа через каждые 20 часов работы. Замена отработанного масла при каждом ТО-2.

2. Редуктор насоса высокого давления.

То же

То же

1

1,6

То же

3. Петли дверей кабин и отсеков кузова.

То же

То же

14

0,02

Смазывать при оборке и при появлении скрипов.

4. Ролики наката трехколенной лестницы.

То же

То же

6

0,01

Смазывать через каждые 50-60 часов работы автоцистерны.

5. Пальцы шарниров соединений тяг управления работой насосной установки.

То же

То же

32

0,02



6. Валики шарнирных соединений крышки цистерны, ось упора лафетного ствола, втулка и гайка крепления пенобака, ось петли и запора крышек люков.

Масло трансмиссионное автомобильное ТАП-15В ГОСТ 23652-79

Масло трансмиссионное автомобильное ТАП-15К ГОСТ 23652-79

24

0,025

Смазывать через каждые 100-120 часов работы автоцистерны.

7. Клапан предохранительный 139-21-35-00, клапан ограничитель падения давления.

Смазка ЦИАТИМ--201 ГОСТ 6267-74

-

2

0,05

Смазывать при сборке

8. Насос вакуумный струйный.

Смазка графитная БВН-1 ГОСТ 5656-60

2

0,1

Ось смазывать при оборке.

9. Сальники насоса.

Солидол Ж ГОСТ 1033-79

Солидол С ГОСТ-4366-76

4

0, 25

Смазывать через каждый час работы насоса поворотом колпачка масленки на 2-а оборота.

10. Манжеты распределительного клапана.

То же

То же

2

0,25

Смазывать при сборке и через каждые 20-30 часов работы автоцистерны.

11. Подшипники промежуточного вала привода насоса.

Смазка ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-75

Смазка 1-13 жировая ОСТ 38.01.145--80

2

0,2

Смазывать при оборке и через каждые Количество точек смазки 20-30 часов работы автоцистерны.

12. Шлицы карданных валов.

Солидол Ж ГОСТ 1033-79

Солидол С ГОСТ 4366-76

2

0,1

То же

13. Кольца пневмоцилиндра.

То же

То же

2

0,02

Смазать при сборке.

Приложение 3

Диагностирование технического состояния специальных агрегатов пожарных автомобилей в пожарных частях по упрощённым методикам:

Проверка пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) производится при проведении первого технического обслуживания пожарного автомобиля с целью определения по фактическим значениям параметров технических характеристик пожарного насоса и осуществляется посредством определения полного напора развиваемого пожарным насосом.

Для проверки необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, представленной на рис. 7.4.

Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью двух всасывающих рукавов диметром 125 мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5 – 3,5 м. Подача воды осуществляется по двум напорным рукавам диаметром 66 мм (по одному от каждой напорной задвижки насоса) через два ручных ствола с диаметром насадка 24 мм.

Забрать воду в насос и подать ее при полностью открытых напорных задвижках и номинальным значением частоты вращения вала насоса (2700 мин –1 ).

После забора и подачи воды необходимо определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных (установленных на насосе) приборов: манометра и мановакууметра (приборы должны быть исправны и поверены, иначе проверка теряет всякий смысл). Показания приборов, приведенные к метрам водного столба, складываются.

Фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала насоса сравнивается с нормативным значением – 100 м. вод. ст. Допускается уменьшение напора по сравнению с нормативным значением не более чем на 15%, т.е. минимальный напор развиваемый насосом должен составлять 85 м. вод. ст.

Пожарный насос при вышеуказанных технических условиях забора и подачи воды может не развивать требуемый напор из-за следующих причин:

    неплотности в соединениях узлов и деталей пожарного насоса и всасывающей линии;

    засорения всасывающей сетки;

    расслоения внутреннего резинового слоя всасывающих рукавов;

    поломки лопастей или разрушения рабочего колеса пожарного насоса;

    засорения каналов рабочего колеса и внутренней полости пожарного насоса;

    износа выше допустимых значений уплотнительных металлических колец пожарного насоса.

Проверка работоспособности пеносмесителя ПС-5 , установленного на пожарном насосе ПН-40УВ (НПЦ-40/100) осуществляется также при проведении ТО-1, посредством определения количества эжектируемой (подсасываемой) в пеносмеситель жидкости.

Для проверки работоспособности пеносмесителя ПС-5 необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, представленной на рис.7.5.

Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью всасывающего рукава диаметром 125 мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5 – 3,5 метра. Забор пенообразователя производится из заполненной водой мерной емкости через специальный шланг, присоединенный к трубопроводу подачи пенообразователя в пеносмеситель. Подача воды к стволу ГПС-600 осуществляется по напорному рукаву диаметром 66 мм.

Забрать в насос воду и подать ее при полностью открытой напорной задвижке к стволу ГПС-600, создав перепад напора по манометру и мановакууметру 50 м. вод. ст. Установить дозирующий кран в положение 1-го ствола ГПС-600, открыть пробковый кран пеносмесителя и включить секундомер.

С помощью мерной емкости определить расход подсасываемой в пеносмеситель воды и сравнить это значение с нормативным (смотри табл.3.2 главы 3.4).

Фактическое значение подсасываемой (эжектируемой) в пеносмеситель воды может быть менее нормативного значения по следующим наиболее характерным причинам:

    закоксовывание калиброванных отверстий во втулке дозирующего крана пеносмесителя;

    засорения сопла пеносмесителя.

В ходе проверки технического состояния пеносмесителя ПС-5 проверяется работоспособность его обратного клапана в следующей последовательности:

Заполнить пожарный насос водой (например из ёмкости цистерны пожарного автомобиля; после чего закрыть задвижку «из цистерны»);

Открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости;

Установить дозатор пеносмесителя в положение «5»;

Включить пожарный насос и, увеличив обороты насоса, довести давление в насосе до 0,6 МПа (6 кгс/см 2 );

С помощью листа бумаги проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости (лист бумаги должен притягиваться к отверстию);

Резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить пожарный насос.

При этом обратный клапан должен перекрыть линию подсоса пенообразователя. Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости будет вытекать вода – обратный клапан неисправен.

комбинированного пожарного насоса НЦПК 40/100-4/400 заключается в поэтапной проверке ступеней нормального и высокого давления.

Проверка ступени нормального давления и её пеносмесителя осуществляется аналогично проверке пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100), рассмотренной ранее.

Проверка ступени высокого давления осуществляется при номинальной частоте вращения вала насоса (2700 об/мин), работе обеих ступеней и подаче воды от ступени высокого давления через два ствола СРВД 2/300 (расчётный расход воды ствола СРВД 2/300 составляет 2 л/с, при напоре на входе в катушку высокого давления 400 м. вод. ст.). При этом напор на выходе из ступени высокого давления должен быть не менее 400 м.

Не соответствие фактического значения напора при номинальной частоте вращения вала насоса с нормативным значением может быть следствием причин, указанных в табл.3.11 главы 3.7.

Проверка уровня дозирования пенообразователя пожарным насосом НЦПВ-4/400 производится путём измерения расхода подсасываемого пенообразователя при помощи мерного бака и секундомера.

Для проверки необходимо:

    демонтировать (отсоединить) шланг подвода пенообразователя от патрубка 1 (см. рис. 3.35. главы 3.6);

    присоединить к патрубку подвода пенообразователя 1 шланг, опущенный в мерную ёмкость заполненную водой;

    подать с помощью пожарного насоса воду (от цистерны или гидранта водопроводной сети) в ствол-распылитель СРВД 2/300 под напором 300…450 м. вод. ст.;

    перевести рукоятку крана эжектора в положение «ОТКР»;

    установив дозатор пеносмесителя в положение «3%», включить секундомер;

    проверить количество фактически эжектируемой из мерной ёмкости воды с расчётным количеством эжектируемого пенообразователя при положении дозатора пеносмесителя «3%» (см. главу 3.6);

    произвести аналогичную проверку при положении дозатора пеносмесителя «6%» и «12%».

Фактическое значение подсасываемой (эжектируемой) в пеносмеситель воды может быть менее нормативного по причине засорения (закоксования) пеномагистрали, узла подвода пенообразователя к насосу, дозатора и сопла струйного насоса.

Проверка технического состояния вакуумных систем осуществляется на исправных (герметичных) пожарных насосах, путём измерения (при помощи секундомера) времени создания в насосе требуемой величины вакуума и сравнения полученной (фактической) величины с нормативным значением.

При проверке вакуумных систем с газоструйным насосом необходимо определить фактическое время создания в пожарном насосе вакуума в пределах 73…76 кПа при максимальных оборотах холостого хода двигателя пожарного автомобиля по методике проверки пожарного насоса на герметичность (см. главу 3.5). Требуемое значение вакуума в пожарных насосах типа ПН-40УВ (НПЦ 40/100) должно достигаться за время не более 20 секунд. Увеличение времени или создание недостаточного разряжения может быть вызвано неисправностями вакуумной системы, изложенными в главе 3.5.

Проверка технического состояния вакуумной системы с шиберным насосом (типа АВС-01Э) осуществляется при проверке исправного (герметичного) пожарного насоса на герметичность (см. главу 3.5). Требуемое значение вакуума в пожарных насосах типа ПН-40УВ (НПЦ-40/100, НЦПК-40/100-4/400) 80 кПа должно достигаться за 10…15 секунд. Кроме того, в ходе визуальной проверки необходимо убедиться в работоспособности индикации блока управления и в подаче смазки в вакуумный насос (после запуска вакуумного насоса воздух в маслоподающей трубке должен исчезнуть и масло должно подняться до упора в жиклёр). Ненормальная работа вакуумного насоса может быть вызвана наиболее характерными неисправностями, изложенными в главе 3.5. В случае негерметичности пожарного насоса необходимо также проверить по следующей методике работоспособность блока управления:

    открыть любой сливной кран на пожарном насосе;

    на пульте управления вакуумным насосом установить тумблер «Питание» в положение «Вкл», а тумблер «Режим» в положение «Авт»;

    нажатием на кнопку «Пуск», запустить вакуумный агрегат и одновременно включить секундомер;

    через 45…55 секунд должно произойти автоматическое отключение привода вакуумного насоса и должен загореться индикатор «Не норма»;

    нажать кнопку «Стоп», после чего индикатор «Не норма» должен погаснуть;

    выключить тумблер «Питание».

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС. При испытании должны выполняться следующие условия:

перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведены в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;

вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;

частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;

подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кг с/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кг с/см2 (0,8 МПа);

напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кгс/см2 (1,1 МПа);

герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;

пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;

запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;

при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.

Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.Д.

Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.

Пожарные защитные костюмы

Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.

Ручные пожарные лестницы

Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.

Разрежение создается, но после выключения вакуумного затвора быстро падает

Разрежение создается до нормы, но медленно

Разрежение есть, но ниже нормы

Вакуумметр не показывает разрежение

Необходимо убедиться, исправен ли вакуумметр: заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосе. Опрессовать насос водой от водопровода или другого насоса. Осмотреть насос под давлением, при необходимости устранить течь. Проверить исправность заслонки вакуумаппарата.

При исправных заслонках во время работы вакуумаппарата, газы в глушитель проходить не должны. Кроме этого, момент перекрытия заслонки должен четко

прослушиваться.

Необходимо создать газоструйным вакуумаппаратом максимальное разрежение, закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумаппарат. В случае падения стрелки вакуумметра, опресовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум.

Причиной этого может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения трубопровода к вакуумнуму затвору или неполного открытия нижнего клапана вследствие износа кулачка и штока.

Необходимо опресовать насос водой и устранить течи. Если при опресовке течи не обнаруживаются, нужно разобрать вакуумный затвор и проверить плотность посадки нижнего клапана с помощью устройства.

Испытание пожарного насоса проводится после каждого ТО-1 и ТО-2 по методике, описанной в Правилах по организации технической службы (приказ МЧС Республики Беларусь от 26.09.2001 г. № 130).

Установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, приведенной на рис. 2 а, б, в. Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе. Установить частоту вращения по тахометру на насосе в соответствии с номинальными значениями (для насосов типа ПН-40 – 2700 об/мин.). Определить напор воды в насосе по показаниям манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в м. вод. ст. при работе от открытого водоисточника складываются. Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативным значением (для насоса типа ПН-40 значение напора должно составлять 100-5 м вод. ст.). изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%.

Если результаты испытаний за несколько лет сравнить, то будет видно как происходит износ насоса и двигателя.

Резкие снижения показателей помогают обнаружить засорение или поломку. Постепенные снижения показателей позволяют определить рабочий ресурс как для насоса, так и для двигателя.

При появлении признаков засорения, рабочее колесо осматривается сначала через всасывающий патрубок. Крупные предметы остаются на входе колеса, они заметны и удаляются при помощи крючков.



Засорение колеса более мелкими предметами требует разборки насоса и его чистки.

Засоренное колесо вызывает биение и быстро выводит насос из строя. Учитывая это, при проявлении признаков засорения, надо принимать срочные меры к чистке насоса даже в том случае, когда на производительность это не оказывает существенного влияния.

Проверка технического состояния пожарного насоса

В процессе длительной эксплуатации происходит постепенный износ узлов пожарного насоса: подшипников, посадки, вал-рабочее колесо, ослабление затяжки гайки рабочего колеса, крепления пожарного насоса к раме автомобиля и др. С целью проверки возможного наличия радиального люфта вала в подшипниках снимается заглушка со всасывающего патрубка. Рукой через всасывающий патрубок покачиванием за рабочее колесо проверяется возможное наличие радиального люфта вала в подшипниках. Резким изменением направления вращения вала проверяется плотность посадки вал-рабочее колесо, определяется наличие шплинтовки гайки, плотность ее затяжки Более точная проверка технического состояния указанных узлов выполняется с помощью разработанных приспособлений.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. НАСОСЫ
ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ПОЖАРНЫЕ.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

НПБ 176-98

МОСКВА 1998

Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России (В.А. Варганов, Г.И. Пунчик, Е.А. Синельникова, Н.Н. Карлусов).

Внесены отделом 2.3 ВНИИПО МВД России.

Подготовлены к утверждению Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И. Жук, В.И. Степанов).

Вводятся впервые.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. НАСОСЫ
ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ПОЖАРНЫЕ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
МЕТОДЫ
ИСПЫТАНИЙ

FIRE EQUIPMENT. FIRE FIGHTING
CENTRIFUGAL PUMPS.
GENERAL TECHNICAL REGUIREMENTS.
TEST METHODS

НПБ 176-98

Дата введения 01.11.98

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие нормы распространяются на центробежные насосы, используемые в пожарных автомобилях и предназначенные для подачи воды и водных растворов пенообразователей температурой до 303 К (30 °С) с водородным показателем РН от 7 до 10,5, плотностью до 1100 кг·м-3 и массовой концентрацией твердых частиц до 0,5 % при их максимальном размере 3 мм.

2. Настоящие нормы устанавливают общие технические требования и методы испытаний и применяются при сертификации насосов в области пожарной безопасности.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. Определения видов насосов по принципу действия и конструкции и определения видов насосных агрегатов должны соответствовать ГОСТ 17398.

4. Пожарный центробежный насос для пожарных автомобилей - насосный агрегат, состоящий из собственно насоса, напорного коллектора, запорно-регулирующей арматуры, вакуумной системы заполнения, системы подачи и дозирования пенообразователя.

5. Номинальный режим насоса - режим работы насоса, обеспечивающий заданные технические показатели: подачу и напор при установленной номинальной частоте вращения и номинальной геометрической высоте всасывания.

6. Номинальная подача насоса Qном - подача насоса при номинальном давлении Рном , номинальной геометрической высоте всасывания hг.ном и номинальной частоте вращения рабочего колеса nном .

7. Напор насоса Н - величина, определяемая зависимостью

где P 2 и P 1 - давление на выходе и на входе в насос, кгc·см-2; r - плотность жидкой среды, кг·м-3; V 2 и V 1 - скорость жидкой среды на выходе и на входе в насос, м·с-1; g - ускорение свободного падения, м·с-2; (Z 2 - Z 1) - высота центра тяжести сечения выхода и входа в насос, м.

8. Напор насоса в номинальном режиме Hном - напор насоса при номинальной подаче Qном , номинальной геометрической высоте всасывания hг.ном и номинальной частоте вращения рабочего колеса nном .

9. Мощность насоса в номинальном режиме Nном - мощность, потребляемая насосом при номинальных значениях подачи насоса Qном , напора насоса Hном , геометрической высоты всасывания hг.ном и частоты вращения рабочего колеса nном .

10. Геометрическая высота всасывания - расстояние между осью вращения рабочего колеса первой ступени насоса и уровнем воды со стороны линии всасывания.

11. Номинальная геометрическая высота всасывания hг.ном - заданное расстояние между осью вращения рабочего колеса первой ступени насоса и уровнем воды со стороны линии всасывания при номинальном значении подачи насоса Qном.

12. Номинальная частота вращения nном - частота вращения рабочего колеса при номинальных значениях подачи насоса Qном , напора насоса Hном и геометрической высоты всасывания hг.ном .

13. Направление вращения привода

13.1. Правое - вращение по часовой стрелке со стороны привода.

13.2. Левое - вращение против часовой стрелки со стороны привода.

III. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

14. Насосы для пожарных автомобилей в зависимости от их конструктивных особенностей и основных параметров классифицируются на:

Насосы нормального давления;

Насосы высокого давления;

Комбинированные.

14.1. Насосы нормального давления - одно- или многоступенчатые пожарные насосы, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе до 2,0 МПа (20 кгс·см-2).

14.2. Насосы высокого давления - многоступенчатые пожарные насосы, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе свыше 2,0 МПа (20 кгс·см-2) до 5,0 МПа (50 кгс·см-2).

14.3. Насосы комбинированные - пожарные насосы, состоящие из последовательно соединенных насосов нормального и высокого давления, имеющих общий привод.

Номинальная подача Qном , л·с-1;

Напор в номинальном режиме Нном , м;

Мощность в номинальном режиме Nном, кВт;

Номинальная частота вращения nном , об/мин;

Коэффициент полезного действия h , %;

- допускаемый кавитационный запас Dh, м;

Максимальное рабочее давление на входе в насос P 1max , МПа (кгс см-2);

Максимальное рабочее давление на выходе из насоса Р 2тах , МПа (кгс см-2);

Габаритные размеры, мм;

Масса т, кг;

Количество и условный диаметр всасывающих и напорных патрубков, мм.

14.4.1. Для самовсасывающих насосов или насосов (насосных установок), имеющих вакуумную систему заполнения, дополнительно должны указываться:

Максимальная геометрическая высота всасывания hг. max , м;

Время всасывания (заполнения) с максимальной геометрической высоты tвс , с;

Подача насоса с максимальной геометрической высоты всасывания.

14.4.2. Для насосов (насосных установок), имеющих систему дозирования пенообразователя (добавок, веществ), указывается диапазон или величина и ее допустимые отклонения при дозировании пенообразователя (добавок, веществ) при заданных подачах насоса и давлениях.

14.5. При необходимости в номенклатуру показателей назначения могут быть внесены показатели, не указанные в п. .

Таблица 1

14.7. Основные параметры и размеры насосов высокого давления для пожарных автомобилей должны соответствовать значениям, указанным в табл. .

Таблица 2

14.8. Основные параметры и размеры комбинированных насосов для пожарных автомобилей должны соответствовать значениям, указанным в табл. .

Таблица 3

Тип насоса (Q ном /H ном )

Номинальная подача Q ном , л с-1,

при раздельной работе:

насос нормального давления

насос высокого давления

при совместной работе:

насос нормального давления

насос высокого давления

Напор в номинальном режиме H ном , м, не менее,

при раздельной работе:

насос нормального давления

насос высокого давления

при совместной работе:

насос нормального давления

насос высокого давления

Для насосов нормального давления - 0,6;

Для насосов высокого давления - 0,45.

Для комбинированных насосов коэффициент полезного действия должен быть не менее:

при раздельной работе:

Насос нормального давления - 0,6;

Насос высокого давления - 0,3;

при совместной работе - 0,35.

14.10. Параметры показателей насосов, поставляемых по импорту, должны соответствовать значениям, установленным в настоящих нормах, нормативной и технической документации на них и (или) документально заявляемым производителем (поставщиком) в качестве типовых для конкретного типа насоса.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКИ

16. В корпусе насоса должны быть предусмотрены отверстия для слива при наличии утечек через уплотнения вала.

Вакуумная система должна создавать разрежение в объеме насоса не менее 0,8 кгс·см-2.

27. На насосах должны быть установлены (предусмотрены места для установки) следующие контрольно-измерительные приборы:

Мановакуумметр (манометр) во всасывающем патрубке;

Манометр (мановакуумметр) в напорном патрубке;

Тахометр.

Класс точности приборов не менее 2,5.

Допускается установка дополнительных контрольно-измерительных приборов.

28. Конструкция насосов должна обеспечивать присоединение всасывающих и напорных патрубков с соединительными головками по ГОСТ 28352.

Острые углы и кромки на деталях должны быть притуплены.

31. Уровень звука средний, создаваемый насосом при работе в номинальном режиме, должен быть не более 85 дБ.

Запасные детали;

Контрольно-измерительные приборы.

37. Требования безопасности к конструкции насосов - по ГОСТ 12.2.037 .

V. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ, МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

38. На сертификационные испытания предъявляется один насос, прошедший приемосдаточные испытания на предприятии-изготовителе.

39. Все средства измерений, контроля, испытательное оборудование (стенды, устройства), используемые при проведении испытаний, должны иметь действующие аттестаты, клейма или свидетельства и применяться в условиях, установленных в эксплуатационной документации на них.

40. Все виды испытаний, за исключением проверки по п. , проводятся не менее одного раза. Все полученные значения должны соответствовать указанным требованиям.

41. Насосы предъявляются на сертификационные испытания с сопроводительными документами в соответствии с требованиями пп. и .

42. Внешний осмотр

42.1. Внешний осмотр проводится в соответствии с требованиями пп. , - , , - , - .

43. Определение характеристик насоса

43.1. Проверка показателей назначения на соответствие пп. , - проводится по ГОСТ 6134.

43.2. При испытаниях визуально контролируются утечки из дренажного отверстия уплотнения вала, которые должны отсутствовать или иметь форму отдельных капель (не более 60 капель в минуту).

44. Проверка герметичности

44.1. Герметичность насоса на соответствие п. должна проверяться при невращающемся роторе испытательным статическим давлением P 1исп = 6,0 ± 0,5 кгс·см-2. После заполнения насоса водой и полного выпуска из него воздуха должны быть перекрыты все запирающие устройства (вентили, краны, заглушки). При помощи поршневого или другого насоса давление плавно доводится до испытательного, которое должно поддерживаться в течение не менее 5 мин.

44.2. При вращающемся роторе герметичность на соответствие п. проверяется при испытательном давлении на выходе из насоса Р 2исп = 1,5 Рном ± 0,5 кгс·см-2. После заполнения насоса водой включается приводной двигатель и при помощи увеличения частоты вращения давление на выходе из насоса доводится до испытательного и поддерживается в течение не менее 1 мин.

44.3. При проведении испытаний появление течи и каплеобразования через стенки корпуса и соединения деталей насоса не допускается.

45. Проверка массы

45.1. Масса насоса на соответствие п. должна проверяться взвешиванием с погрешностью не более ± 0,5 кг.

46. Проверка габаритных размеров

46.1. Габаритные размеры насоса на соответствие п. должны проверяться с погрешностью не более ± 5 мм.

47. Проверка вакуумной системы заполнения

47.1. При испытаниях на соответствие требованиям пп. , должна проверяться величина вакуума, создаваемого вакуумным насосом в объеме центробежного насоса, и герметичность. Перед запуском приводного двигателя насоса запорно-регулирующая арматура должна быть закрыта.

47.2. После запуска приводного двигателя и установки рекомендуемого числа оборотов (ротора насоса или двигателя) включается вакуумная система и определяется максимальная величина вакуума. Величина вакуума в объеме насоса должна быть не менее минус 0,8 кгс·см-2. Погрешность измерения вакуума ± 0,05 кгс·см-2.

47.3. После отключения вакуумной системы и остановки (отключения) приводного двигателя определяется величина падения вакуума (герметичность) за установленное время. Величина падения вакуума должна быть не более минус 0,13 кгс·см-2 за 150 с. Погрешность измерения времени должна быть не более 5 с в течение не менее 1 ч.

47.4.1. Испытания должны проводиться не менее трех раз.

47.4.2. Перед запуском приводного двигателя запорно-регулирующая арматура должна быть закрыта. После запуска приводного двигателя и установки рекомендуемого числа оборотов (ротора насоса, двигателя) включается вакуумная система и фиксируется время заполнения всасывающей линии и насоса.

47.4.3. Начало отсчета времени должно происходить одновременно с включением вакуумной системы. Время заполнения всасывающей линии насосной установки должно быть не более 40 с. Погрешность измерения времени не более 5 с в течение не менее 1 ч. За результат испытаний принимается среднее арифметическое всех полученных значений времени заполнения.

47.4.4. Максимальная геометрическая высота всасывания определяется с погрешностью не более 0,1 м.

48. Проверка системы дозирования пенообразователя

48.1. Проверка системы дозирования пенообразователя на соответствие п. заключается в определении объемной концентрации пенообразователя в подаваемом растворе.

48.2. Испытания проводят при каждом регулировочном положении дозирующего устройства в режимах, установленных нормативно-технической документацией.

48.3. Подача пенообразователя должна производиться из мерной емкости и определяться весовым, объемным или другим способом. Погрешность измерения подачи пенообразователя не более ± 0,1 л·с-1.

48.4. Концентрация пенообразователя в водном растворе должна соответствовать указанному в технической документации значению и определяется по формуле

где Qп - расход пенообразователя, л·c-1; - подача насоса, л·с-1.

48.5. Отсутствие подачи пенообразователя во всасывающую линию при нулевой подаче насоса контролируется визуально по уровню в мерном баке в течение не менее 3 мин.

49. Проверка параметров при работе с максимальной геометрической высоты всасывания

49.1. Испытания на соответствие п. должны проводиться на стенде или в составе пожарного автомобиля по ГОСТ 6134.

49.2. После заполнения насосной установки водой должна быть определена подача насоса при номинальном напоре. Подача насоса должна быть не менее 0,5 Qном .

50. Проверка усилий, прикладываемых к органам управления

50.1. Проверка на соответствие п. проводится на маховиках (рукоятках) запорно-регулирующей арматуры и других элементах управления при их наличии.

50.2. Измерения проводятся при открывании и закрывании органов управления и запорно-регулирующей арматуры при номинальной подаче, подаче, равной нулю, и номинальном напоре. Усилия должны измеряться динамометром класса точности не ниже 2.

51. Проверка уровня звука

51.1. Испытания на соответствие п. должны проводиться по ГОСТ 17187 .

52. Проверка времени непрерывной работы

52.1. Проверка на соответствие п. проводится на стенде по ГОСТ 6134 или в составе пожарного автомобиля. Испытания должны проводиться в номинальном режиме работы насоса.

52.2. Время работы насосов нормального давления должно быть не менее 6 ч.

52.3. Время работы насосов высокого давления должно быть не менее 2 ч.

52.4. Время работы комбинированных насосов должно быть:

Ступени нормального давления - не менее 6 ч;

Ступени высокого давления при нулевой подаче ступени нормального давления - не менее 2 ч.

52.5. При испытаниях контролируются значения величин подачи насоса, давления на входе в насос, давления на выходе из насоса и частоты вращения.

52.6. При испытаниях визуально проверяются требования п. . В течение всего времени испытаний не должно быть самопроизвольного ослабления и отвинчивания отдельных деталей и сборочных единиц.

53. Обработка и оформление результатов испытаний

53.1. Результаты измерений должны быть обработаны с целью получения количественных значений параметров работы насоса для сравнения с нормативными значениями параметров, установленных в нормативно-технической документации.

53.2. Обработка результатов измерений должна проводиться в соответствии с инструкциями по применению используемых средств измерения и другими нормативно-техническими документами.

53.3. Результаты испытаний оформляются в виде протоколов, которые должны содержать:

Дату и место проведения;

Наименование типа насоса и его заводской номер;

Вид и условия испытаний;

Таблицы, содержащие результаты испытаний;

Оценку и краткие выводы по результатам испытаний. Протокол подписывают руководитель испытаний и лица, проводившие испытания.

53.4. Насос следует считать выдержавшим испытание и удовлетворяющим требованиям настоящих норм, если значения всех параметров, полученных в результате испытаний, соответствуют требованиям настоящих норм и нормативно-технической документации.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook